Обзор FUJIFILM X100S

Серьезные фотографы боятся признаться даже себе, что, несмотря на преимущества цифровых технологий, они продолжают мечтать об аналоговой эпохе. Иногда мечты сбываются… Что ожидать от обновленной фотокамеры, в названии кото­рой добавилась лишь одна буков­ка, — роста разрешения и чувстви­тельности матрицы? Обычно да, и нередко этим все и ограничива­ется. Но не в данном случае: про­изводитель упоминает о 70 изме­нениях относительно предшеству­ющей модели Fujifilm XI00.

Часть из них можно было бы считать косметическими. Но даже смена формы селектора видоиска­теля (теперь он слегка изогнутый) объясняется желанием сделать работу с фотокамерой комфорт­нее. Другой пример — переключа­тель режима фокусировки. Теперь в его верхнем положении вклю­чается ручной режим, в сред­нем — автоматический непрерыв­ный, в нижнем — автоматический однократный. Сделали это по той причине, что командные органы обычно сдвигают быстро и резко, и наиболее часто используемые режимы лучше выносить в край­ние положения.

Но, разумеется, самые весомые изменения не в «мело­чах». Разрешение матрицы воз­росло с 12,3 до 16,ЗМпикс. Антиалиасный фильтр убра­ли — при уникальной (не байеровской) структуре матрицы X-Trans CMOS II в нем нет большой необ­ходимости. Как заявляет разра­ботчик, по детализации изобра­жения их сенсор формата APS-C не уступает полнокадровому. Заслуга в этом и процессора каме­ры: его новая функция оптимиза­ции модуляции света уменьшает дифракционные аберрации оптики.

В отличие от матриц камер Fujifilm X-Prol и Х-Е1 с такими же количественными характеристи­ками на сенсоре Fujifilm XI00S появились датчики автофоку­са фазового типа, т.е. реализова- на гибридная система автофоку­сировки, работающая по методам фазовой детекции и оценки кон­траста. Стала ли от этого камера фокусироваться быстрее? В сравнении с Fujifilm X-Prol/X-El опре­деленно да. Хотя нужно признать, что некоторые модели беззеркалок с контрастным автофокусом дела­ют это не хуже.

Исходя из условий съемки, Fujifilm X100S автоматически определяет, какой тип авто-фокуса использовать. В моих тестах в помещении при средней освещенности реакция систе­мы для одних сюжетов была практически мгновенной (отра­ботал фазовый АФ), для других — на уровне типичной беззеркаль­ной камеры (контрастный АФ).

Впрочем, скорость — не един­ственное, в чем проявляют себя фазовые датчики. Любители фокусироваться вручную полу­чили режим, напоминающий оптический дальномер или кли­нья Додена в зеркальной камере: чтобы навестись на резкость, разрезанные на полоски фраг­менты объекта нужно совместить на экране. Еще один удобный и эффектив­ный вариант ручной фокусиров­ки — режим выделения контуров (focus peaking).

Объектив остался прежним — светосильным (f/2) и умеренно короткофокусным (экв. f=35 мм). В качестве единственного фикса это отличный выбор. При исполь­зовании широкоугольного конвер­тера Fujinon WCL-X100 (см. F&V № 11, 2012) фокусное расстояние системы укорачивается до экв. Г=28 мм.

Стабилизатора изображения нет — ни оптического, ни в блоке матрицы. Хотя для широкоуголь­ного объектива он не столь актуа­лен, как для длиннофокусного, все же рано или поздно вы окажетесь в условиях, когда стабилизатор был бы не лишним. Но для разработчиков важнее высочайшие оптические характеристики объ­ектива Fujinon, поэтому-то стаби­лизатор и принесен в жертву.

В фотокамере Fujifilm X100 был установлен единственный в своем роде гибридный видоискатель — синтез оптическо­го и электронного. Его разви­тие в Fujifilm X100S выразилось в увеличении разрешения дисплея с 1,44 до 2,33 Мпикс. Картинка стала поразительно чистой и даже в условиях слабого освещения при отсутствии замет­ных шумов не похожа на цифро­вую. Наводиться на резкость вруч­ную по электронному видоиска­телю можно так же быстро и ком­фортно (особенно в режиме увели­чения фрагмента изображения), как и по тонкоматированному фокусировочному экрану зеркальной камеры.

Переключение между оптиче­ским и электронным видоискате­лями в Fujifllm X100S выполняет­ся рычажком на передней стен­ке камеры. Какой видоискатель выбрать, зависит от персональных предпочтений фотографа и свето­вых условий съемки. Например, при ярком солнечном свете я рабо­тал с оптическим, т.к. картин­ка в электронном была для меня несколько темной. При недостат­ке освещения ситуация менялась на обратную: яркое изображение в электронном видоискателе (бла­годаря усилению цифрового сиг­нала) и темная в оптическом.

Недостатки у гибридного видо­искателя есть, но к ним несложно приспособиться. У оптического, как и у всех подобных конструк­ций, есть параллакс — несовпаде­ние оптических осей видоискате­ля и объектива и, как следствие, незначительное отличие видимой и запечатленной на снимке картинок. В электронном видоиска­теле наблюдается притормажива­ние выводимого изображения тем большее, чем ниже освещенность снимаемой сцены. Оно еще уси­ливается при диафрагмировании объектива и нажатии кнопки спу­ска наполовину. И все же гибрид­ный видоискатель — одна из глав­ных, хотя и не единственная осо­бенность фотокамеры Fujifilm X100S, привлекающая внимание серьезных фотографов.

Быстрый и уверенный автофо­кус, уникальная матрица с высокой детализацией и возможно­стью настраивать динамиче­ский диапазон, чистые изображе­ния даже на старших ISO, инте­ресные варианты цветопереда­чи, мультиэкспозиция, 14-битный RAW-формат, отличный корот­кофокусный объектив, крепкий металлический корпус в стилистике классической дальномерки — с таким богатым арсеналом Fujifilm X100S не только мощный инструмент для опытного фото­графа, но и красивая во всех отно­шениях камера.

Перевод текста исполнило бюро переводов Ремарка —