25 Июл 2011 Перышко к перышку
 |  Раздел: Мастер-класс

Резкость и четкость

Иногда съемка с рук в условиях плохого освещения — единственно возможный вариант, ведь снимать надо по принципу «лучше бракованный кадр, чем никакого».

Птица, сидящая на ветке даже в яркий солнечный день, может оказаться в густой тени листвы, и необходимая для нормального экспонирования кадра выдержка может оказаться гораздо длиннее безопасной. Увеличивать светочувствительность можно тоже лишь до определенной степени, иначе детализация снизится уже по вине шумов и алгоритмов их подавления.

Мы дадим вам несколько советов, как можно минимизировать риск смазывания картинки, если возможности или времени использовать штатив у вас нет.

Лежа

Простой и безотказный способ стабилизировать камеру – снимать лежа. Расставьте локти на ширину плеч и уприте их в землю. Ваше тело с руками будет представлять собой надежный трипод. Если вам предстоит продолжительное ожидание объекта съемки, озаботьтесь подстилкой или туристическим ковриком-пенкой. Так вы не испачкаете одежду, защитите себя от сырости и вообще проведете время с большим комфортом.

С колена

Это позиция не столь надежна, как предыдущая, зато и точка съемки получается выше, что может быть полезно, если вас окружает высокая трава или рельеф местности не отличается особой ровностью. В любом случае такая поза позволяет достичь более стабильного захвата камеры, нежели в положении стоя.

С локтя

Если требуется сравнительно высокая точка съемки, вы стоите на открытой местности и совершенно не на что опереться, остается рассчитывать лишь на себя. Выставите вперед левый локоть и обхватите левой рукой запястье правой. Приняв такую позу, вы сможете если и не исключить, то хотя бы значительно снизить риск смазывания изображения.

С использованием опоры

Стена, столб или ствол дерева могут послужить приемлемой опорой для вас и вашего фотоаппарата. Прижмитесь правым плечом, а локти держите ближе к телу – это увеличит ваши шансы сделать хороший снимок.

Кофр или рюкзак

Если у вас нет штатива, то одна из самых устойчивых опор – это сумка или фоторюкзак. При условии, конечно же, что у вас есть на что их положить. Помимо защиты камеры от грязи, влаги и царапин, сумка создает некое подобие ложа, в котором фотоаппарат избавлен не только от вертикальных колебаний, но и от сваливания набок.

Две ноги — хорошо. А три — лучше

В случае если у вас с собой штатив, все гораздо проще. Он позволяет вам выставить практически любую выдержку и получить снимки без «шевеленки». Не забывайте, правда, о том, что ваш объект может быть подвижен и его движения в кадре нужно «заморозить», для чего нужны выдержки короче 1/60 с. Но сам по себе штатив не является гарантией четкости фотографии, сделанной с его помощью. В работе с этим аксессуаром есть свои тонкости.

1. Для тяжелых длиннофокусных объективов необходим штатив с толстыми крепкими опорами и надежно фиксирующейся платформой. Всегда смотрите в характеристиках максимальную нагрузку как на сам штатив, так и на его голову. Ориентироваться нужно на то значение из двух, которое является меньшим, и оно должно с большим запасом покрывать суммарный вес оборудования (камера + объектив + аксессуары), которое вы собираетесь устанавливать. Старайтесь брать штативы с небольшим количеством секций ног: они крупнее, но устойчивее своих компактных собратьев. Шаровые головки подходят лишь для небольших объективов с фокусным расстоянием до 300 мм.

2. Выбирая головку для штатива, озаботьтесь приобретением модели с быстросъемной площадкой. Она позволит максимально сократить время, требуемое для установки штатива и подготовки к съемке. Поддержка для камеры должна быть не только надежной, но и своевременной.

3. Штатив бесполезен, если он нетвердо стоит на земле. При установке подкорректируйте длину секций ног в соответствии с рельефом. Если под вами мягкая или упругая травянистая почва, надавите на опоры штатива, заглубив их немного в землю. Проверьте — под резиновыми наконечниками на ножках могут быть металлические шипы. Это грунтозацепы, за счет их можно дополнительно увеличить надежность установки.

4. Выдвигайте тонкие секции опор штатива в последнюю очередь. Они в меньшей степени способны гасить колебания. Штативы из карбона весят гораздо меньше, чем их алюминиевые собратья, но их рабочая высота меньше и они больше подвержены вибрации под напором ветра.

5. Вместо того чтобы мучиться с выравниванием горизонталей на снимке в редакторе, используйте пузырьковые уровни в голове штатива, а или приобретите уровень, устанавливаемый в «горячий башмак». Можете сэкономить, если в камере есть его электронный аналог.

6. Если длиннофокусный объектив укомплектован штативной лапкой, используйте именно ее для установки аппарата, а не гнездо на дне камеры. Это распределит нагрузку на штатив равномерно, и тяжелый объектив перестанет работать рычагом, увеличивающим риск возникновения нежелательных колебаний.

7. Утяжелитель, подвешиваемый к центральной штанге штатива, делает его более основательным и надежным. Так он будет меньше подвержен, в частности, порывам ветра. Подвесьте на крючок свой фоторюкзак, кофр или просто обычный пакете камнями.

8. Если камера оснащена этой полезной функцией, используйте ее при съемке с выдержками больше 1/15 с. Не лишним будет воспользоваться таймером автоматического спуска затвора. А еще правильнее — включить и то и другое.

9. Увидев объект съемки, не бросайтесь что есть силы жать на спуск, на большом фокусном расстоянии даже незаметной подвижки камеры достаточно для возникновения смаза. Делайте это осторожно, можно также воспользоваться ИК или проводным ДУ.

Комментарии

Вы должны войти для комментирования.