18 Янв 2013 Фотограф на Севере
 |  Раздел: Мастер-класс

Не раз побывав за полярным кругом, автор статьи делится сво­ими наблюдениями и опытом общения с Севером и его обитате­лями. К съемке в экстремальных условиях фотограф должен быть готов не только морально, но и физически: именно от этого часто зависит успех предстоящего мероприятия.

Исторически сложилось, что люди едут на Север не отдыхать, а работать. Туристу попасть в Заполярье непросто, к тому же такие поездки обходятся слишком дорого. Тем не менее, шанс есть всегда. Например, можно завербоваться на сезонные работы, устроиться в научную экспедицию или отпра­виться волонтером в заповедник.

Документы

Значительная часть севера России — пограничная территория, для посещения которой требуется специальное разрешение. Пропуска выдаются Пограничным управле­нием ФСБ России и его подразделениями. Если вы собираетесь принять участие в экс­педиции или туристической поездке, всю заботу о пропусках и разрешениях возьмут на себя организаторы.

Для плавания на судах по Северному морскому пути каждый обязан пройти медкомиссию и получить справку о состоянии здоровья. Без нее ни один капитан не возьмет пассажира на борт. А вот для путешествия по материку за полярным кругом медицин­ских справок не требуется.

Прибывая на Чукотку. Таймыр, просто проходишь паспортный контроль. Но чтобы попасть, например, на архипелаг Земля Франца-Иосифа или Новая Земля, пона­добится дополнительное согласование с инспекциями государственного природного заказника «Земля Франца-Иосифа» и наци­онального парка «Русская Арктика».

Экипировка

В инструкциях для участников полярных экспедиций есть следующие рекомендации по выбору одежды для работы в летний пери­од: два комплекта тонкого и плотного термобелья, два комплекта носков, легкая куртка из флиса на молнии, куртка с юбкой и капю­шоном, шапочка из флиса, непродуваемые брюки-самосбросы (позволяющие надевать брюки после обуви), резиновые сапоги и высокие герметичные ботинки.

Я бы добавил к этому списку пуховую без­рукавку на молнии: ее очень удобно надевать на куртку-ветровку. А также советую взять с собой флисовую маску (с отверстиями для рта и носа) против сильного ветра и тол­стый свитер против комариных хоботков. Личные вещи удобно хранить в герметичном рюкзаке со множеством боковых карманов.

Медикаменты и репелленты

Уже не раз в статьях о путешествиях говорилось о таблетках от укачивания и желудочных проблем, так что захватите их с собой — иначе обязательно пожалеете о своей забывчивости. Без репеллентов на Севере тоже не обойтись: в течение 2 ч после нанесения они сдерживают атаку навязчивых комаров и мошек. Накомар­ником пользоваться не рекомендую: сни­мать в нем неудобно, а откинув сетку, можно получить хорошую порцию кровососущих в закрытый объем.

Техника

Технику удобно носить в фоторюкзаке, а не в кофре, который то и дело соскальзы­вает с плеча. Захватите с собой герметичный мешок: он защитит камеру от непогоды. Оптимальным будет набор из двух защи­щенных от пыли и влаги камер со скоро­стью серийной съемки не ниже 5 кадров/с. Скорострельность нужна для фиксации быстро движущихся объектов: птицы и живот­ные порой выделывают такое, что одним кадром не обойтись [ведь повторить-то не заставишь!).

Карты памяти тоже нужны скоростные, чтобы не тормозить серийную съемку. Их емкость не должна превышать 8 Гб: если флешка выйдет из строя, потеряется не слишком много информации. Если каме­ра позволяет, то стоит дублировать кадры на вторую карточку: риск потерь сведется к нулю.

Объективы подбираются по фокусному расстоянию, с учетом угла обзора и универ­сальности. Для съемки диких животных и птиц понадобится зум-объектив 100—400 мм, для прочих съемок — 24—100 мм (причем длиннофокусной оптике не обойтись без стабилизатора). Желательно взять с собой и широкоугольный объектив: он полезен для выделения объектов на переднем плане. Выбирайте оптику с максимальной светосилой, поскольку даже в полярный день осве­щенность может резко упасть.

Полезны будут угловой видоискатель или камера с поворотным дисплеем: при съемке низкорослой полярной растительно­сти (маки, камнеломки и мхи) не придется лежать на мокрой земле. Штатив в морском путешествии будет лишним, а вот на Кольском полуострове может пригодиться, например, для съемки панорам. Особенно когда сложный рельеф гористой местности не позволяет ориентиро­ваться по линии горизонта. Советую взять штатив из углепластика, легкий и прочный.

Не забудьте о питании камеры. Покупая аккумуляторы, не экономьте, родные работа­ют намного лучше источников питания сто­ронних производителей. На корабле или полярной станции достаточно иметь пару комплектов батарей. А если источников электричества поблизости нет, потребуется большой запас аккумуляторов. Учтите, что на холоде (ниже -12—14 °С) электрохими­ческие процессы в батареях замедляются — менять элементы питания приходится часто, а держать их лучше во внутреннем кармане, в тепле. Вспышка в экспедиции почти всегда лишний элемент. Света летом достаточно, а в помещении снимать приходится редко. Компьютер и накопитель можно взять, если есть источник электричества. Если нет — оба эти предмета бесполезны.

Что и как снимать с корабля и на суше

Мне интересно фотографировать ледники и айсберги, постоянно меняющие цвет. Сту­пая на ледник, имейте в виду, что под снегом могут таиться опасные глубокие трещины. С солнечной «подсветкой» снимки получаются особенно красивыми, но не торопитесь щел­кать затвором, подождите: лучше один хоро­ший кадр, чем десять посредственных.

Гнездовья птиц на отвесных базальтовых скалах (острова, побережье) смотрятся очень эффектно. Фотографируя их, следите, чтобы все поле кадра было в резкости. Красивыми получаются снимки арктических птиц в поле­те, хотя поймать в видоискателе быстро движущийся объект совсем не просто. Снимать лучше сериями, причем предпочтителен режим приоритета выдержки: освещенность может меняться, а выдержка всегда должна быть как можно короче.

Летом на Севере повсюду великолепные полярные цветы, а ближе к осени — живописные, покрытые инеем мхи и лишайники — можно удачно дополнить передний план любого снимка. Фотографируя, будьте внима­тельны: полярная флора     тонкий и хрупкий организм, который легко повредить. Ходите осторожно, старайтесь лишний раз не насту­пать на растения.

Лежбища моржей можно снимать не спеша и с близкого расстояния. А чтобы не тревожить животных, пользуйтесь длинно­фокусным объективом. Хорошие кадры получаются, если фотографировать этих млеко­питающих с уровня береговой линии. В воде же снимать сложнее: мешают волны и брыз­ги, попадающие в кадр.

В отличие от моржей с белыми медведя­ми надо действовать оперативно: в любой момент зверь может «сделать ноги»     только вы его и видели. Снимать лучше с провод­кой, сериями, меняя фокусное расстояние. Фотографируя медведя, имейте в виду: ему ничего не стоит прыгнуть с места до 6 м в длину, а сила его удара лапой — до тонны. Одним когтем этот зверь цепляет и выдерги­вает из лунки взрослого тюленя. Всегда пом­ните об этом!

Что и как снимать с вертолета

За полярным кругом мне приходилось перемещаться на разных вертолетах. С каме­рой лучше всего летать на «рабочих лошадках» «МИ-8» (с простыми лавками и дополнительными баками для горючего в салоне). У них нет звукоизоляции, но зато открывают­ся иллюминаторы — очень удобно для сьемок. Фотографируя с вертолета, старайтесь не при­касаться к корпусу, иллюминатору и другим предметам: вибрации могут пагубно сказать­ся на качестве снимков, в лучшем случае вынудят укоротить выдержку и открыть диа­фрагму в ущерб глубине резкости.

Солнце летом в Арктике не садится — ждать красивых восходов/закатов не прихо­дится. Зато причудливые облака создают замысловатые картины на границе неба с водяной гладью. Если облака вдруг закрыли небо – не отчаивайтесь: в любой момент может открыться просвет, прорвется яркий мощный луч солнца и картина преобразится. Никогда не теряйте бдительности, каждую минуту будьте готовы поднять люк, вскинуть камеру, нажать на спуск. Всегда тщательно следите за параметрами съемки, особенно если освещенность объектов стремительно меняется.

Пролетая над арктическими льдами, я всегда высматриваю животных, в том чис­ле белых медведей. Вероятность увидеть их с вертолета намного выше, чем на суше или с корабля. В лесотундре же нет белых медведей, зато есть бурые, поэтому группу путеше­ственников должен сопровождать вооружен­ный опытный егерь. Охотники рассказывали, что, заслышав гул мотора, медведь может встать на задние лапы и, обхватив дерево, притаиться, спрятаться. Но чаще зверь сры­вается с места, и ожидать его появления в месте посадки раньше, чем через 3—4 ч, не приходится.

Люблю наблюдать за несущимися стада­ми оленей на фоне разноцветных лесов или туманных изгибов водоемов. Тундру и лесо­тундру фотографировать можно бесконечно: эти огромные пространства с чистейшими реками, красивыми водопадами, живопис­ными скалистыми берегами великолепны. Погода в тундре меняется не так быстро, как на арктическом побережье, и времени для съемки достаточно.

Особенности съемки

Цветовая гамма Севера серо-сине-голубая, встречается много черного. Снимать можно с автоматическим балансом белого. Тона в основном спокойные, хотя бывают и яркие. Например, ярко-голубые льдины в районе Земли Франца-Иосифа или небо в просвете облаков. Если в кадре много бело­го (снега, льда), следует вводить экспокоррекцию (обычно +1—1,5 ступени EV).

Бывает, что в условиях недостаточной освещенности при съемке длиннофокусным объективом возможностей стабилизатора не хватает, приходится переходить на более светосильную оптику в ущерб фокусному расстоянию. В основном это касается фото сьемки в движении. Например, с борта суд­на, проплывающего мимо темного скалисто­го берега. Чтобы получить рельефные изображения облаков при низкой густой облачности, необходим поляризационный светофильтр. Однако если освещенность падает и прикрытая диа­фрагма важнее, «полярик» лучше снять.

Воздух в Арктике чистый, поэтому бояться пыли при смене объективов не стоит. Бойтесь воды! Дождя, сырости, соленых волн. Защитные или ультрафиолетовые све­тофильтры понадобятся обязательно: при высадке в шторм морская «пыль» садится на линзы, и отчистить их потом проблема­тично.

Комментарии

Вы должны войти для комментирования.