01 Июл 2011 Взгляд на «макро»

Помимо цветов и букашек, существует множество интересных объектов для макросъёмки. Предлагаем несколько оригинальных и вдохновляющих идей

Макрообъективами обычно снимают цветы, насекомых и прочие микрообъекты, но это только часть довольно обширной сферы применения возможностей «макрооптики».

Простые в использовании макрообъективы позволяют запечатлеть объект в масштабе 1:1. Проще говоря, вы можете заполнить площадь матрицы чем-то, размером с почтовую марку. Даже очень маленькие объекты могут быть сняты с потрясающей детализацией, что открывает без преувеличения новый мир фотографических перспектив.

Мы расскажем о четырёх забавных и несложных в использования макрообъектива. При помощи подробных пошаговых инструкций продемонстрируем вам свежий взгляд на съёмку цветов, натюрморта со старинными часами, психоделических переливов моющего средства и игрушечной истории. Три из четырёх сюжетов не требуют ничего сложнее макрообъектива и штатива, для четвёртого пригодится внешняя вспышка (впрочем, и без неё можно обойтись).

На каждый из вариантов потребуется не больше часа – с учётом времени на пробы и ошибки.

Вариант 1: Макроигры с Lensbaby

Макро не обязано быть резким – мягкие эфемерные эффекты тоже отлично смотрятся

Это правда, что в большей части макроснимков фотограф стремится к максимальной резкости и детализации. Но такие объекты, как цветы, неплохо выглядят и в размытии. Очень сильное впечатление на зрителя производят снимки, в которых не больше резких объектов, чем нужно, чтобы понять, что вообще изображено. Проще всего добиться малой глубины резкости, используя открытую диафрагму, но если вы хотите разнообразить ваше фотографическое творчество, можете попробовать объективы Lensbaby.

В целом Lensbaby похож на тилт-шифт объектив, так как вы можете сместить оптическую ось. Но в отличие от стандартных тилт-шифт объективов, Lensbaby даёт условно резкий кружочек, окружённый размытием, и вы можете менять положение этого кружочка в кадре.

Самый простой в использовании Lensbaby – это Composer с механизмом, работающим по принципу шарового шарнира. В отличие от Muse Lensbaby, который складывается гармошкой, здесь кружочек резкости остаётся там, куда вы его поместили.

Все доступные Lensbaby состоят из двух частей – корпуса и сменной оптики. Последнюю вы можете выбрать в зависимости от желаемого эффекта. Мы использовали Double Glass Optic, т.к. она самая резкая. У обычного Lensbaby минимальная дистанция фокусировки 46 см, но в версии «макро» – всего 2,5 см. Макроверсия состоит из двух навинчивающихся линз (+4 и +10) диаметром 37 мм, которые вы можете использовать по одной или одновременно. Хотя Lensbaby совместим с разными камерами, он не поддерживает электронную связь с фотоаппаратом. Для изменения диафрагмы доступны сменные диафрагменные диски, которые нужно вставлять внутрь объектива. Помимо этого, экспозицию надо контролировать при помощи выдержки и чувствительности.

К счастью, экспозамер большинства современных зеркальных камер нормально работает с Lensbaby и выдаёт советы о том, как следует изменить экспозицию. Так что, не забудьте просто перевести камеру в ручной режим (М).

Устойчивая крошка

Фишка объективов Lensbaby в спонтанности, так что обычно ими снимают с рук. Но из-за того, что глубина резкости так мала, когда объект близко, лучше использовать штатив. Для проверки точности фокуса и расположения кружочка резкости удобно использовать приближение в режиме Live View.

Вам понадобится

Штативная площадка

Работая с мелкими объектами, склонными к смещению, и малой глубиной резкости, удобно закрепить камеру на специальной площадке для точного позиционирования. Она позволяет подобрать положение камеры по отношению к объекту.

Макролинзы

Макролинзы (часто ошибочно называемые макрофильтрами) доступны в любом необходимом диаметре и позволяют уменьшить минимальную дистанцию фокусировки объектива. Вы просто навинчиваете такую линзу на объектив. Если у вас нет Lensbaby или макрообъектива, макролинза поможет вам подобраться ближе к объекту.

Распечатанный фон

Создайте простой фон, распечатав размытый снимок лужайки или сада. Распечатки размером A3 или А4 будет вполне достаточно для макросъёмки.

Вариант 2: Почасовая работа

Акцентируйте мелкие детали, чтобы создать бессмертный шедевр

Расположите часы на столе у окна. Найдите окно не на солнечной стороне, иначе вы получите жёсткие тени и вылетевшие света. Время дня также имеет значение.

Следите за композицией

Установите камеру на штатив так, чтобы, глядя с вашей точки, часы были освещены сбоку. Пододвиньте объектив достаточно близко, чтобы полностью заполнить кадр (или даже немного обрезать часы краями кадра), определитесь с композицией, затем подвигайте немного часы, чтобы найти лучшее их положение.

Как только закончите с композицией, переведите камеру в режим ручной фокусировки и сфокусируйтесь точно на том месте, которое хотите сделать резким. При фокусировке объектив может немного приблизить сцену, следите за тем, чтобы это не повлияло на композицию. Если вам тяжело сфокусироваться «на глаз», покрутите фокусировочное кольцо туда и обратно несколько раз, чтобы определить нужное его положение. Можете также использовать Live View в режиме приближения для более точной фокусировки.

Нежное размытие

Определитесь, какую часть объекта вы хотите сделать резкой. Когда камера находится так близко к объекту, даже при диафрагме f/8 или f/11 глубина резкости будет очень маленькой. Если хотите, чтобы большая часть часов была в фокусе, вам придётся установить диафрагму не меньше f/22, а то и все f/29. Помните, однако, что на таких значениях диафрагмы даже резкие объекты будут немного замыленными из-за дифракции.

Когда определитесь с композицией, фокусировкой и глубиной резкости, переходите к освещению. Яркий боковой свет из окна даёт замечательный рисунок. Но помните, что тени могут оказаться слишком жёсткими. Чтобы смягчить их немного, установите кусок белого картона напротив окна так близко к часам, как только сможете.

Вам понадобится

Старинные часы

Часы идеально подходят для макронатюрморта: их грани, фасетки и футляры обеспечивают фотографию массой интересных деталей. Если хотите снять современные часы, то чем новее они будут, тем лучше, так как малейшую царапинку будет отлично видно при таком приближении. Со старыми часами нет такой проблемы – все царапины и сколы только добавляют им шарма.

Подходящий реквизит

Не фотографируйте часы отдельно от всего остального. Соответствующий фон обогатит изображение ощущением течения времени и даст представление о масштабе. Старинные книги или карты идеальны для старых часов, а стекло, хром и даже лёд подойдут для современных.

Кусок белого картона

Для съёмки такого маленького объекта, как часы, не обязательно использовать специальный отражатель. Кусок белого картона вполне сгодится, с его помощью вы сможете регулировать количество отражённого света. Также можете попробовать обернуть часы белой бумагой с одной стороны (или даже полностью). Тогда они будут освещены мягким рассеянным светом со всех сторон.

Вариант 3: В стране лилипутов

Запечатлите живописную сценку из игрушечных фигурок

Декорациями для игрушечной сценки послужит то, что окружает вас ежедневно. Например, еда. Ей легко придать любую форму, и она мгновенно узнаваема. В нашем случае сосиски, горошек и пюре отлично сработали. А из пюре легко было соорудить горку. Впрочем, многие сферы нашей жизни можно обыграть подобным образом – просто включите своё воображение. Как только выберете место действия, переходите к подбору персонажей. Расположите их так, чтобы они рассказывали зрителю историю. Случайный набор фигурок на фоне тарелки с едой так и будет выглядеть – случайно. Подумайте также и о фоне. В нашем случае лоскуток голубой ткани превратился в небо.

Настройки камеры

Старайтесь не усложнять процесс сверх меры. Поскольку мы использовали две внешние вспышки, то настраивали всё вручную. И экспозицию, и фокус, и силу импульса вспышек. Начните с выбора диафрагмы, которая обеспечит нужную вам глубину резкости. Она будет отличаться от сцены к сцене, но здесь мы использовали f/8, она отлично подошла для реализации задуманного. Затем установите основной свет, регулируя силу импульса, а не установки экспозиции. Используйте ЖКД камеры и гистограмму, чтобы сориентироваться, и когда будете довольны основным светом, вводите дополнительный. Вам придётся сфокусироваться вручную, чтобы добиться точного фокуса на таком близком расстоянии.

Советы по освещению

В качестве освещения мы использовали две вспышки и самодельный отражатель. Если у вас нет двух внешних вспышек, сойдёт и встроенная. Правда, придётся тщательнее расставлять отражатели. Попробуйте использовать фольгу вместо белого картона. Если же у вас есть две вспышки, направьте одну из них на фон (установите режим Slave на ней). Помните, что подсветив фон отдельно, вы улучшите пространственность снимка. Вторую вспышку расположите слева, она будет подчеркивать скульптурность горки из пюре. Мы использовали Seculine LinkT2D триггер для синхронизации вспышек. Небольшой отражатель из куска белого картона справа подсвечивает тени. Естественный свет тоже хорошо смотрится, так что, если не хотите работать со вспышками, подыщите окно, выходящее на север.

Вам понадобится

Место действия

Из еды легко создать миниатюрный ландшафт. Немного воображения, и сосиски, горошек и быстрорастворимое пюре превращаются в скалы, холмы и кусты. И всё это за минимальную стоимость. А самое приятное в этом то, что после съёмки вы можете всё съесть. Используйте кусок однотонной материи (например, полотенце) в качестве неба.

Фигурки

Чтобы сцена выглядела гармонично, необходимо правильно подобрать фигурки. Мы купили их на сайте Hornby. Шесть фигурок обошлись нам в смешную сумму. Можно также подыскать подходящие наборы среди старых игрушек в чулане или совершить поход в магазин, где купить фигурки и краски, чтобы раскрасить героев вашей истории.

Освещение

Для освещения сцены вам понадобятся две внешних вспышки – одна даёт основной свет, другая подсвечивает фон. Самодельный отражатель тоже пригодится. Если вы располагаете только одной вспышкой, используйте несколько отражателей, поэкспериментируйте с их расположением, чтобы добиться ощущения глубины. Если хотите, чтобы свет был более жёстким и направленным – используйте фольгу в качестве отражателя.

Вариант 4: Мыльная опера

Мыло – нестандартный объект для макросъёмки, но не менее интересный!

В нашем последнем варианте мы расскажем, как получать забавные психоделические снимки мыла. Основная проблема реализации этой идеи в том, что цвета и формы мыльной жидкости постоянно меняются, так что даже умная автоматика камеры может растеряться. Разнообразие цветов мыльной плёнки видно только тогда, когда свет падает под определённым углом порядка 45 градусов, так что важно расположиться у окна с ярким солнечным светом. Если вы используете искусственный источник света, лучше направьте его на стену, чтобы мыльную плёнку освещал отражённый свет (не забывайте, что при съёмке на таком близком расстоянии глубина резкости будет очень мала, так что диафрагму придётся закрыть).

Переведите камеру в ручной режим, чтобы вы могли установить и выдержку и диафрагму (f/10 и примерно 1/60 с соответственно). Теперь нужно установить ISO. Оно, в зависимости от освещения, будет от 100 до 2000 – чем выше значение, тем короче выдержка, что полезно при съёмке движущейся и изменяющейся субстанции, вроде этой. Но с увеличением ISO усиливается и цифровой шум. Установите камеру на штатив и, переключившись в ручной режим фокусировки (автофокус вряд ли справится с полупрозрачной мыльной плёнкой и станет искать ближайший непрозрачный предмет), сфокусируйтесь на петле.

Увидеть цвет

Теперь, когда подготовка закончена, начинается самое интересное! Окуните петлю в мыльную воду и поместите её на чёрный фон. А теперь подвигайте её, чтобы найти нужный угол, под которым видны цвета. Проволоку, возможно, придётся согнуть, чтобы добиться нужного положения петли. Как только найдёте нужное положение, направьте камеру и сфокусируйтесь на самом красивом месте мыльной плёнки (привлекательный узор, обычно, по краям). Удобно пользоваться Live View с пятикратным приближением, чтобы точно сфокусироваться на нужном месте. Используйте пульт ДУ или задержку спуска. Даже если будете снимать сериями, каждый кадр будет не похож на другой.

Вы можете перевести текст этой статьи на украинский или английский языки.

Комментарии

Вы должны войти для комментирования.